
Реформа судопроизводства и ее влияние на деятельность адвокатуры
В конце 2018 года был принят закон, вносящий существенные изменения в деятельность судебной системы Российской Федерации. Это наиболее масштабная реформа системы судопроизводства за последние 15 лет. Итак, рассмотрим, в чем же заключаются перемены и как они повлияют на деятельность адвокатуры.
Безусловно, ключевым изменением является создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. Указанное событие призвано устранить давнюю коллизию в судопроизводстве, когда судебные акты, принятые судом субъекта Российской Федерации, пересматривались в апелляционном и кассационном порядке судьями этого же суда. Создание в Российской Федерации структурно самостоятельной кассационной инстанции в системе судов общей юрисдикции обусловлено потребностью функционирования организационно обособленной судебной инстанции в целях максимального обеспечения ее независимости и самостоятельности при рассмотрении кассационных жалоб и представлений на судебные постановления. При этом деятельность кассационной инстанции не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось по первой или апелляционной инстанции.
Следует отметить, что указанная система не является новеллой для российского права, по данному принципу с 1995 года осуществляется судопроизводство в системе арбитражных судов. И, как отмечается всеми практикующими специалистами, качество судопроизводства и единство судебной практики в системе арбитражных судов превосходит таковые в судах общей юрисдикции.
В настоящее время судьей кассационной инстанции суда субъекта РФ единолично, вне судебного заседания, рассматриваются кассационная жалоба, представление и разрешается вопрос о существенном характере нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшего на исход судебного разбирательства. По итогам рассмотрения судья кассационной инстанции принимает решение об отказе в передаче кассационной жалобы, представлении для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции либо о их передаче для рассмотрения в судебном заседании президиума суда субъекта РФ. Именно данная стадия является фильтром, в котором отсеиваются более 95 % поданных кассационных жалоб.
Принятым законом указанная система рассмотрения кассационных жалоб упраздняется и вводится система так называемой «сплошной кассации» — по аналогии с арбитражными судами, но с некоторыми изъятиями.
В судебном заседании суда кассационной инстанции в коллегиальном составе с вызовом сторон будут рассматриваться кассационные жалобы на решения районных судов, решения и определения судов субъектов РФ, принятые ими по первой инстанции, на апелляционные определения судов субъектов РФ и апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции.
Кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства – будут рассматриваться судьей единолично без проведения судебного заседания.
Аналогичные правила установлены в административном и уголовном судопроизводстве.
Иными словами – в судебном заседании будут рассматриваться кассационные жалобы на судебные акты, которыми соответствующее дело разрешается по существу. Промежуточные судебные акты будут рассматриваться судьей единолично без проведения судебного заседания.
В этом заключается отличие от арбитражной системы судопроизводства, что, вероятно, вызвано желанием законодателя избежать чрезмерной загрузки кассационных судов, что неизбежно повлекло бы снижение качества правосудия. Насколько это будет эффективно – покажет практика.
Апелляционные же суды общей юрисдикции будут рассматривать апелляционные жалобы на решения, приговоры и определения судов субъектов РФ, принятые ими по первой инстанции. В настоящее время апелляционные жалобы на решения и приговоры (разрешающие соответствующее дело по существу) судов субъектов РФ рассматривает Верховный суд РФ, на промежуточные определения судов субъектов РФ – тот же суд субъекта РФ.
В реалиях Хабаровского края судом кассационной инстанции будет выступать Девятый кассационный суд общей юрисдикции, который будет находиться в г. Владивостоке. Пятый апелляционный суд общей юрисдикции будет рассматривать апелляционные жалобы на решения, приговоры и определения Хабаровского краевого суда, принятые им по первой инстанции. Расположен этот суд будет в г. Новосибирске.
В системе военных судов созданы Апелляционный военный суд (Московская область) и Кассационный военный суд (г. Новосибирск), обладающие теми же полномочиями, что и иные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции.
Бесспорно, создание новой системы судов общей юрисдикции является наиболее значимым элементом проводимой реформы системы судопроизводства. Но данный элемент не единственный, рассмотрим, что же еще поменяется с созданием данных судов.
Как в арбитражном, так и в гражданском процессе представителями в суде смогут быть лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью по юридической специальности. Требование не коснется, например, патентных поверенных по спорам об охране результатов интеллектуальной деятельности, арбитражных управляющих в делах о банкротстве. В гражданском процессе изменение не коснется дел, которые рассматривают мировые судьи и районные суды. Кроме того, правило не затронет законных представителей. Например, руководителю юридического лица не потребуется специально получать юробразование или степень, чтобы представлять интересы своей компании в суде.
Подобные условия участия в административном процессе уже более 3 лет предусмотрены Кодексом административного судопроизводства РФ и нашли свою поддержку у представителей юридического сообщества.
Упраздняется понятие подведомственности дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции. В случае если при рассмотрении дела выяснится, что его должен рассматривать суд общей юрисдикции, арбитражный суд передаст дело в областной или равный ему суд того же субъекта РФ. Затем дело направят в суд общей юрисдикции по подсудности. При ошибочной подаче иска в суд общей юрисдикции дело передадут сразу в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено.
Исполнительные листы суды будут выдавать только по заявлению взыскателя. В настоящее время лист выдается автоматически, после вступления судебного акта в законную силу.
Существенно сокращаются сроки на подачу заявления о взыскании судебных расходов. Так, в настоящее время в арбитражный суд за распределением судебных расходов можно обратиться в течение шести месяцев со дня вступления в силу последнего судебного акта по итогам рассмотрения дела по существу, а в суде общей юрисдикции такой срок вообще не установлен. После вступления в силу новых правил такой срок будет единым для всех судов — три месяца со дня вступления в силу последнего судебного акта по итогам рассмотрения дела по существу.
С трех до шести месяцев увеличен срок рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции.
Увеличен потолок цены иска для рассмотрения арбитражным судом дела в порядке упрощенного судопроизводства — с 500 до 800 тысяч рублей для юридических лиц и с 250 до 400 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей. Кроме того, с 400 до 500 тысяч рублей увеличен размер требований, которые могут быть рассмотрены арбитражными судами в порядке приказного судопроизводства.
Принятые изменения окажут влияние на деятельность адвокатского сообщества как в Хабаровском крае, так и на территории всей страны. Введение профессионального ценза на представительство увеличит потребность участников процесса в услугах профессиональных юристов, в т.ч. адвокатов, для которых профессиональная юридическая помощь является основным видом деятельности. Увеличится количество командировок для участия в судебных заседаниях новых апелляционных и кассационных судов, расположенных за пределами Хабаровского края.
Но фактический масштаб изменений станет ясен лишь после начала деятельности новых судов, которое произойдет не позднее 1 октября текущего года.
Денис Рябинин, адвокат НОКА «Хабаровский краевой юридический центр»
В конце 2018 года был принят закон, вносящий существенные изменения в деятельность судебной системы Российской Федерации. Это наиболее масштабная реформа системы судопроизводства за последние 15 лет. Итак, рассмотрим, в чем же заключаются перемены и как они повлияют на деятельность адвокатуры.
Безусловно, ключевым изменением является создание пяти апелляционных и девяти кассационных судов общей юрисдикции. Указанное событие призвано устранить давнюю коллизию в судопроизводстве, когда судебные акты, принятые судом субъекта Российской Федерации, пересматривались в апелляционном и кассационном порядке судьями этого же суда. Создание в Российской Федерации структурно самостоятельной кассационной инстанции в системе судов общей юрисдикции обусловлено потребностью функционирования организационно обособленной судебной инстанции в целях максимального обеспечения ее независимости и самостоятельности при рассмотрении кассационных жалоб и представлений на судебные постановления. При этом деятельность кассационной инстанции не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось по первой или апелляционной инстанции.
Следует отметить, что указанная система не является новеллой для российского права, по данному принципу с 1995 года осуществляется судопроизводство в системе арбитражных судов. И, как отмечается всеми практикующими специалистами, качество судопроизводства и единство судебной практики в системе арбитражных судов превосходит таковые в судах общей юрисдикции.
В настоящее время судьей кассационной инстанции суда субъекта РФ единолично, вне судебного заседания, рассматриваются кассационная жалоба, представление и разрешается вопрос о существенном характере нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявшего на исход судебного разбирательства. По итогам рассмотрения судья кассационной инстанции принимает решение об отказе в передаче кассационной жалобы, представлении для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции либо о их передаче для рассмотрения в судебном заседании президиума суда субъекта РФ. Именно данная стадия является фильтром, в котором отсеиваются более 95 % поданных кассационных жалоб.
Принятым законом указанная система рассмотрения кассационных жалоб упраздняется и вводится система так называемой «сплошной кассации» — по аналогии с арбитражными судами, но с некоторыми изъятиями.
В судебном заседании суда кассационной инстанции в коллегиальном составе с вызовом сторон будут рассматриваться кассационные жалобы на решения районных судов, решения и определения судов субъектов РФ, принятые ими по первой инстанции, на апелляционные определения судов субъектов РФ и апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции.
Кассационные жалобы на вступившие в законную силу судебные приказы, решения мировых судей и апелляционные определения районных судов, определения мировых судей, районных судов, гарнизонных военных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения, решения и определения судов первой и апелляционной инстанций, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства – будут рассматриваться судьей единолично без проведения судебного заседания.
Аналогичные правила установлены в административном и уголовном судопроизводстве.
Иными словами – в судебном заседании будут рассматриваться кассационные жалобы на судебные акты, которыми соответствующее дело разрешается по существу. Промежуточные судебные акты будут рассматриваться судьей единолично без проведения судебного заседания.
В этом заключается отличие от арбитражной системы судопроизводства, что, вероятно, вызвано желанием законодателя избежать чрезмерной загрузки кассационных судов, что неизбежно повлекло бы снижение качества правосудия. Насколько это будет эффективно – покажет практика.
Апелляционные же суды общей юрисдикции будут рассматривать апелляционные жалобы на решения, приговоры и определения судов субъектов РФ, принятые ими по первой инстанции. В настоящее время апелляционные жалобы на решения и приговоры (разрешающие соответствующее дело по существу) судов субъектов РФ рассматривает Верховный суд РФ, на промежуточные определения судов субъектов РФ – тот же суд субъекта РФ.
В реалиях Хабаровского края судом кассационной инстанции будет выступать Девятый кассационный суд общей юрисдикции, который будет находиться в г. Владивостоке. Пятый апелляционный суд общей юрисдикции будет рассматривать апелляционные жалобы на решения, приговоры и определения Хабаровского краевого суда, принятые им по первой инстанции. Расположен этот суд будет в г. Новосибирске.
В системе военных судов созданы Апелляционный военный суд (Московская область) и Кассационный военный суд (г. Новосибирск), обладающие теми же полномочиями, что и иные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции.
Бесспорно, создание новой системы судов общей юрисдикции является наиболее значимым элементом проводимой реформы системы судопроизводства. Но данный элемент не единственный, рассмотрим, что же еще поменяется с созданием данных судов.
Как в арбитражном, так и в гражданском процессе представителями в суде смогут быть лица с высшим юридическим образованием или ученой степенью по юридической специальности. Требование не коснется, например, патентных поверенных по спорам об охране результатов интеллектуальной деятельности, арбитражных управляющих в делах о банкротстве. В гражданском процессе изменение не коснется дел, которые рассматривают мировые судьи и районные суды. Кроме того, правило не затронет законных представителей. Например, руководителю юридического лица не потребуется специально получать юробразование или степень, чтобы представлять интересы своей компании в суде.
Подобные условия участия в административном процессе уже более 3 лет предусмотрены Кодексом административного судопроизводства РФ и нашли свою поддержку у представителей юридического сообщества.
Упраздняется понятие подведомственности дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции. В случае если при рассмотрении дела выяснится, что его должен рассматривать суд общей юрисдикции, арбитражный суд передаст дело в областной или равный ему суд того же субъекта РФ. Затем дело направят в суд общей юрисдикции по подсудности. При ошибочной подаче иска в суд общей юрисдикции дело передадут сразу в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено.
Исполнительные листы суды будут выдавать только по заявлению взыскателя. В настоящее время лист выдается автоматически, после вступления судебного акта в законную силу.
Существенно сокращаются сроки на подачу заявления о взыскании судебных расходов. Так, в настоящее время в арбитражный суд за распределением судебных расходов можно обратиться в течение шести месяцев со дня вступления в силу последнего судебного акта по итогам рассмотрения дела по существу, а в суде общей юрисдикции такой срок вообще не установлен. После вступления в силу новых правил такой срок будет единым для всех судов — три месяца со дня вступления в силу последнего судебного акта по итогам рассмотрения дела по существу.
С трех до шести месяцев увеличен срок рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции.
Увеличен потолок цены иска для рассмотрения арбитражным судом дела в порядке упрощенного судопроизводства — с 500 до 800 тысяч рублей для юридических лиц и с 250 до 400 тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей. Кроме того, с 400 до 500 тысяч рублей увеличен размер требований, которые могут быть рассмотрены арбитражными судами в порядке приказного судопроизводства.
Принятые изменения окажут влияние на деятельность адвокатского сообщества как в Хабаровском крае, так и на территории всей страны. Введение профессионального ценза на представительство увеличит потребность участников процесса в услугах профессиональных юристов, в т.ч. адвокатов, для которых профессиональная юридическая помощь является основным видом деятельности. Увеличится количество командировок для участия в судебных заседаниях новых апелляционных и кассационных судов, расположенных за пределами Хабаровского края.
Но фактический масштаб изменений станет ясен лишь после начала деятельности новых судов, которое произойдет не позднее 1 октября текущего года.
Денис Рябинин, адвокат НОКА «Хабаровский краевой юридический центр»